BRAIN-БЛОГ
При выборе монитора, даже если вам нравится выдаваемая картинка, нужно тщательно изучить его характеристики и другие спецификации. Ведь одно дело несколько минут оценивать экран в магазине, и совсем другое – находиться перед ним часами. Если сделать неудачный выбор, то при длительной работе за компьютером может возникнуть дискомфорт, расфокусировка зрения, а в особо запущенных случаях – головные боли.
В данной статье мы расскажем, на что обращать внимание при покупке монитора. Детально разберем характеристики, поговорим о полезных технологиях. В статье есть советы для всех, вне зависимости от того, выбираете вы монитор для офисной работы, дизайна или гейминга.
Также вас может заинтересовать актуальный рейтинг мониторов, посмотреть который вы можете по ссылке.
Содержание:
Хороший монитор – понятие растяжимое, ведь у каждого есть свои представления о качественной картинке. Потому при выборе желательно проводить тестовый просмотр. Цифры в характеристиках не могут сказать, понравится ли вам увиденное, но по крайней мере вы будете понимать, чего ожидать от монитора.
Начать стоит с выбора типа матрицы. Он влияет на углы обзора, контрастность, яркость, время отклика. На данный момент есть 4 актуальных типа матриц для мониторов:
TN. Тип, который постепенно уходит в прошлое. Раньше их выбирали за счет меньшей стоимости, но в наше время разница в цене с другими типами практически отсутствует. Единственная сильная сторона – быстрый отклик, который важен для геймеров. Они выбирают модели с частотой обновления 240 Гц. Также TN-мониторы часто покупают для задач, где качество картинки не так важно: для видеонаблюдения, промышленных систем мониторинга и управления, торгового оборудования.
IPS. Обладают отличной цветопередачей, а потому идеально подходят для работы с визуальным контентом. Некоторые модели IPS мониторов поддерживают свыше 1 млрд цветов. Также преимуществом является низкая задержка (у некоторых моделей вплоть до 1 мс), что делает экраны идеальными для геймеров. Недостатком является меньшая чем у альтернативных вариантов контрастность и яркость, что сильнее всего заметно в видео с большим количеством спецэффектов, в динамических играх.
VA. При равной диагонали и разрешении стоят меньше чем IPS. VA-матрицы имеют углы обзора близкие к 180°, глубокий черный цвет. «Средняя по палате» задержка больше чем у IPS-матриц, но на деле и у первых, и у вторых в большинстве случаев она составляет порядка 4-6 мс.
OLED. Матрицы на основе органических самосветящихся светодиодов. Выигрывают по яркости и контрастности у других типов, по качеству цветопередачи сравнимы с IPS. OLED экраны дорогие в производстве, а потому на рынке не так много мониторов с такой матрицей.
Во всех современных мониторах используется светодиодная (LED) подсветка, но она бывает разная:
W-LED. Боковая подсветка белыми светодиодами. Проста в устройстве, а потому надежна и дешева в производстве.
GB-LED. Обеспечивает лучшую передачу цвета чем W-LED, так как используются зеленые и голубые светодиоды.
RGB-LED. Использование красных, синих и зеленых светодиодов обеспечивает лучшую передачу цвета. Недостаток – подобные мониторы дороже предыдущих двух вариантов.
В большинстве случаев достаточно подсветки W-LED. Для профессиональных мониторов нужна RGB-LED или хотя бы GB-LED. При выборе мониторов для гейминга ориентируйтесь на свои предпочтения.
Также важным фактором является расположение подсветки:
Edge-LED. Светодиоды расположены на торцах экрана. В большинстве мониторов такая подсветка чудесно себя показывает, но в моделях с большой диагональю (27+ дюймов) могут возникать засвеченные зоны: будет заметна разница между черным цветом по краям дисплея и в середине.
Direct-LED. Подсветка расположена по всей площади экрана. Рекомендуется для широкоформатных мониторов, поскольку позволяет избежать засветов. Некоторые варианты Direct-LED подсветки позволяют проводить локальное затемнение – светодиоды будут отключаться под темными зонами изображения, чтобы получить более глубокий черный цвет.
При выборе диагональ и разрешение нужно рассматривать в комплексе. Что толку от широкоформатного монитора, если он будет выдавать «мыльную» картинку. Оптимальное соотношение диагонали и разрешения:
До 21 дюйма – HD или Full HD. Такие экраны воспринимаются маленькими, а потому их стоит покупать только в качестве второго монитора или для видеонаблюдения, кассовых аппаратов, вывода рабочих показателей промышленного оборудования и т. п.
21-27" – Full HD, 2К. Оптимальный размер для большинства сфер использования.
27+ дюймов – 2К или выше. Такие мониторы не рекомендуется покупать без предварительного просмотра. Даже если модель будет качественной, не факт что вам будет комфортно с ней работать.
Примечание: при выборе 4К, а тем более 8К мониторов стоит помнить, что для них не так много контента. Такая покупка обойдется вам в кругленькую сумму, но не всегда сможет раскрыть свой потенциал на полную.
Соотношение разрешения и диагонали отображает плотность пикселей – PPI. Она показывает, сколько пикселей приходится на 1 дюйм. Минимальный показатель для монитора, если он будет находиться от вас на расстоянии 80-100 см (рекомендуется врачами), составляет 100-150 ppi. Если плотность пикселей будет меньше, то вы невооруженным глазом будете видеть зернистость изображения.
Для работы с визуальным контентом имеет смысл выбирать мониторы с максимальным показателем PPI, исходя из своего бюджета.
Данная характеристика не всем понятна, а потому ее часто игнорируют при выборе. На самом деле она очень важная, а разобраться не так сложно.
Битность (разрядность) матрицы отображает, сколько цветов может воспроизводить дисплей. Это напрямую зависит от того, сколько бит выделяется на шифрование:
6 bit. Около 250 тыс цветов. Этого достаточно для офисных компьютеров.
8 bit. Около 17 млн цветов. Оптимальный показатель для игр и просмотра фильмов.
10 bit. 1+ млрд цветов. Такая разрядность необходима для дизайнеров, фотографов, людей, которые работают с видео и спецэффектами.
12 bit. 69 млрд цветов. Может пригодится для работы с визуальным контентом, но разницу между 12 и 10 битами заметят очень немногие.
FRC (Frame rate control) – технология, которая позволяет улучшить цветопередачу без повышения разрядности. Так удается получить 10 млн цветов даже при 6-битном шифровании. FRC устроит обычных пользователей, но для дизайнеров лучше выбирать мониторы с «честной» цветопередачей, так как разницу можно уловить.
Контрастность – характеристика, которая показывает соотношение количества света, излучаемого черным и белым пикселем. Чем больше данный показатель, тем более насыщенными нам кажутся цвета.
Существует 2 вида контрастности:
Статическая (CR). Отображает контрастность для черного и белого пикселей при одной настройке яркости. В характеристиках чаще указывают именно ее.
Динамическая (DCR). При помощи ПО можно достичь большего контраста: для белых зон яркость будет повышаться, а для темных – снижаться. Подобного эффекта можно достичь только в экранах с Direct-LED подсветкой с возможностью локального затемнения.
При выборе монитора лучше ориентироваться на статическую контрастность, но на самом деле это не так важно. Нормальным показателем будет уже 400:1, но в современных моделях данный показатель редко бывает ниже 1000:1.
Самая высокая статическая контрастность у OLED-мониторов: у них светодиоды могут полностью выключаться, что позволяет получить истинный черный цвет. Например, у модели GIGABYTE AORUS FO48U статическая контрастность составляет 135 000:1.
Динамическая контрастность намного превышает статическую. Она может достигать 1+ млрд:1. Эффект лучше всего заметен при просмотрах фильмов, где вы сможете оценить глубину черного цвета.
Характеристика яркости отображает, сколько света будет излучать белый пиксель на максимальных настройках. Оптимальный показатель для монитора – 250-300 кд/м². Этого будет достаточно, если ваше рабочее место грамотно расположено, и на экран не падает свет.
Яркость свыше 300 кд/м² нужна только для комнат с интенсивным освещением или при установке монитора возле окна. Если нельзя сделать затемнение рабочего места, максимальные настройки яркости позволят различать изображение даже при прямом свете. При этом стоит учитывать, что в таких случаях страдает цветопередача.
Частота обновления показывает, сколько раз на 1 секунду изображение может меняться. Чем выше данная характеристика, тем плавнее будет картинка в видео и играх.
Рекомендованная частота обновления в зависимости от сферы использования:
Офисные компьютеры – 60-75 Гц. Этого с головой хватит для работы с документами.
Домашние компьютеры – 60-120 Гц. Более высокая частота заметна при просмотре спортивных матчей, экшен-фильмов: вы будете четко видеть все движения без смазываний.
Игровые компьютеры – 144+ Гц. В играх (особенно киберспортивных дисциплинах) важна высокая скорость обновления, поскольку она напрямую влияет на время отклика монитора (о нем рассказываем ниже).
Некоторые мониторы могут поддерживать разгон – повышение частоты относительно заводских параметров. Обычный пользователь вряд ли станет заниматься разгоном, но для любителей электроники такая опция может быть весомым плюсом.
Задержка матрицы дисплея/время отклика – характеристика, которая отображает, насколько быстро монитор передает изменения изображения. Она обратно пропорционально связана с частотой обновления экрана: чем частота выше, тем меньше время отклика.
Низкая задержка важна для геймеров, поскольку позволяет быстрее реагировать на изменения на экране.
Есть несколько методов, которыми пользуются при замере отклика::
GtG. Время переключения пикселя между разными оттенками серого. Большинство производителей указывает в характеристиках именно GtG.
MPRT. Показывает, насколько быстро исчезает остаточное изображение. Если задержка MPRT высокая, то в динамических сценах может возникать размытие движений. MPRT часто указывается в спецификациях игровых мониторов.
На деле не так важно, какой из вариантов указан в характеристиках. Если время отклика превышает 4 мс, может размываться динамическое изображение в спортивных трансляциях, фильмах со спецэффектами, играх. Для просмотра допустимым является показатель 4-8 мс. Для геймеров задержка должна быть меньше 4 мс.
Кроме характеристик есть много моментов, которые нужно учесть при выборе. Дополнительные фишки делают монитор дороже, но многие из них полезны только в специфических случаях.
Изогнутый экран многие воспринимают как простой маркетинговый ход, который мало влияет на картинку. Действительно, форма дисплея никак не влияет на картинку, но отражается на нашем восприятии.
Поле зрение человека составляет около 115°. Все что оказывается за ним выглядит для нас размытым. Изогнутый монитор позволяет «уместить» больше информации в нашем поле зрения. Это особенно востребовано геймерами, для которых важно улавливать все нюансы без лишних движений глаз и поворота головы.
Данная особенность не так важна для мониторов с диагональю до 25 дюймов. Для широкоформатных моделей изогнутый экран будет плюсом.
О правильной осанке не может идти речи, если монитор стоит неправильно. Чтобы выбрать оптимальное положение как минимум нужна регулировка угла наклона. Если вы не хотите подкладывать под ножку книги, то учитывайте возможность менять высоту.
В некоторых случаях будет полезна возможность монтажа на стену (крепление VESA). С одной стороны, потом будет затруднительно сделать перестановку в комнате. С другой, так вы будете экономить место на рабочем столе. Наконец, если вы работаете за тремя и более мониторами, удобно разместить их без монтажа на стену вряд ли удастся.
Иногда может быть востребована возможность перевернуть экран в вертикальное положение (Pivot) или повернуть вокруг своей оси (Swivel).
Дисплей может иметь дополнительное напыление 2 видов:
Глянцевое. Делает цвета более насыщенными. При этом изображение ухудшается при прямом попадании света. Кроме того, на глянцевых экранах сильнее заметны отпечатки, пыль, потому стоит всегда держать под рукой специальные салфетки и средство для ухода за монитором.
Матовое. Ухудшает цветовое отображение, но позволяет лучше различать изображение в условиях яркого освещения.
Для передачи видео:
HDMI. Самый распространенный формат, который используется в современных компьютерах. Позволяет подключать несколько мониторов, поддерживает качество 2К и выше.
DisplayPort (DP). Аналог HDMI с подобными характеристиками.
DVI. Используется в старых компьютерах. Имеет ограничение максимального разрешения 1920×1200, лишь некоторые версии могут передавать видео 2К.
VGA (D-Sub). Аналог DVI.
USB. Полезно, если нужно подключить дополнительный монитор, а больше нет видеоразъемов. Обратите внимание, что не все порты USB могут использоваться для передачи видео.
Не стоит забывать про беспроводные интерфейсы. Некоторые мониторы поддерживают подключение через Wi-Fi или Bluetooth. Это удобно, но накладывает свои ограничения на максимальное качество картинки, может приводить к большей задержке, чем при подключении через провод.
Разъемы для подключения периферии:
Jack 3.5 mm. Разъем для подключения колонок или наушников. В некоторых случаях есть порт формата Jack 3.5 mm для микрофона.
USB. Для подключения мышки, клавиатуры, флеш-накопителя.
Подобные разъемы упрощают использование компьютера, если системник установлен под столом.
Есть много функций, без которых можно обойтись. Тем не менее в определенных случаях они способны значительно повысить комфорт работы.
Flicker Free. Устраняет мерцание монитора, из-за которого могут возникать головные боли.
Low Blue Light. Уменьшает количество синего света, который приводит к быстрому уставанию глаз.
Датчик освещения. Монитор будет регулировать яркость картинки в зависимости от интенсивности окружающего света.
Встроенные динамики. Не стоит безоговорочно воспринимать наличие динамиков как плюс, так как они могут выдавать звук сомнительного качества. Встроенные колонки подойдут для просмотра фильма, но если вы планируете включать через них музыку, лучше провести тестовое прослушивание.
Синхронизация с видеокартой. Параметры работы монитора и карты будут подбираться автоматически, чтобы максимально раскрыть их потенциал. Для видеокарт NVidia нужна технология G-Sync, для AMD – FreeSync (существует в трех версиях: стандартная, Premium, Premium Pro).
Датчик присутствия. Монитор будет автоматически включаться, когда вы находитесь перед ним, и выключаться, если вы отойдете.
Заводская калибровка цвета. Обеспечивает реалистичную передачу цвета. Обязательное требование для профессиональных мониторов (дизайн, фотография, видеомейкинг).
Сенсорный экран. Сенсорные мониторы часто используются в учебных заведениях, интерактивных стендах, могут быть полезны дизайнерам.
Цифровое ТВ. Позволяет подключить тюнер и использовать монитор как телевизор.
3D. Для просмотра фильмов в 3D-очках.
PBP. На экране одновременно отображается информация передаваемая от двух и более источников.
Встроенная WEB-камера. Обычно у них скромное разрешение, но для видеоконференций его достаточно. Отдельные веб-камеры также выигрывают за счет того, что вы можете без проблем направлять их в нужную сторону.
Для дома и офиса. Подойдет бюджетный монитор с разрешением Full HD и диагональю до 25 дюймов. Частота обновления экрана, контрастность, цветопередача не так важны для данного сегмента.
Для геймеров. Следует выбрать монитор с высокой частотой обновления (120+ Гц) и маленьким временем отклика (до 4 мс). Рекомендованная диагональ 23+ дюймов, чтобы было лучше видно мелкие детали. Большим плюсом будет поддержка синхронизации с видеокартой. Изогнутый экран также будет плюсом, но эффект заметят не все игроки, потому рекомендуется провести тест перед покупкой.
Для дизайнеров и фотографов. Ключевая характеристика – цветопередача, то есть в первую очередь обращайте внимание на разрядность. Минимальный допустимый показатель – 8 bit, но лучше 10 bit. Также на цветопередачу влияет тип матрицы, здесь лидером являются IPS-мониторы с подсветкой RGB. Разрешение и диагональ выбирайте максимальные исходя из вашего бюджета.
Для видеомонтажа. Требования к качеству картинки как в прошлом пункте + высокая частота обновления экрана.
Добро пожаловать
Добро пожаловать
Спасибо
за регистрацию!
Вам начислено
грн BrainUp
на бонусный счет
Пользовательское соглашение
Ошибка