Заказать звонок
По вашему запросу ничего не найдено. Попробуйте уточнить свой запрос
Категории:
Результаты в категории:
RU

BRAIN-БЛОГ

Что представляет из себя DLSS 4 и чем эта технология отличается от предыдущих версий?

img

Индустрия компьютерной графики переживает новый этап развития. Искусственный интеллект всё глубже проникает в рендеринг, улучшая качество изображения и производительность. Одним из ключевых инструментов этого процесса стала технология DLSS от компании NVIDIA.

На выставке CES 2025 была представлена новая, усовершенствованная версия этой технологии — DLSS 4, которая обеспечивает не только прирост FPS, но и новый уровень качества изображения. По сути, это уже не просто «надстройка» для апскейлинга, а комплексная экосистема для интеллектуального рендеринга. В этой статье мы подробно разберём, что такое DLSS 4, какие задачи решает технология и чем она отличается от предыдущих версий.

 


Содержание:


 

DLSS 4 - что это за технология и как она работает

DLSS 4 — это новое поколение набора нейросетевых технологий NVIDIA для игр, которое повышает FPS и качество картинки. В состав входят: Super Resolution, Ray Reconstruction и Frame Generation. В DLSS 4 добавлена ключевая новинка — Multi Frame Generation (MFG), генерирующая несколько кадров на базе соседних, что даёт ещё более плавный геймплей.

Работает технология следующим образом:

1) Базовый рендер (игровой движок). Игра считает кадр в уменьшенном разрешении и вместе с ним передаёт в DLSS данные сцены: векторы движения, глубину, маски UI/частиц, экспозицию и так далее. Это основа для всех блоков DLSS.

2) Super Resolution + Ray Reconstruction. ИИ-модель (в DLSS 4 — обновлённая трансформер-архитектура) повышает разрешение и восстанавливает детали/освещение по временной истории, заменяя традиционные денойзеры трассировки лучей. Результат — выше чёткость и стабильность, меньше «шум» на RTX-картах всех поколений.

3) Multi Frame Generation (главное в DLSS 4). Вместо генерации одного «межкадра» (как в DLSS 3), новая модель синтезирует до трёх дополнительных кадров на базе соседних рендеров, оптического потока и игровых векторов. Так DLSS умножает частоту кадров кратно (до заявленных 6–9× в демо/бенчмарках на RTX 50xx), при этом сохраняет геометрию и движение объектов благодаря использованию сигнала из движка.

 

 

Задачи решаемые с помощью DLSS4:

  • Введение новых методов апскейлинга, делающих анимацию более плавной, а изображение визуально сопоставимым с нативным разрешением.
  • Оптимизация рендеринга с помощью ИИ для более рационального распределения ресурсов GPU.
  • Обеспечение тесной интеграции с современными графическими стандартами и игровыми движками.
  • Создание единого универсального инструмента, применимого как в гейминге, так и в рабочих процессах, связанных с визуализацией.
  • Формирование основы для будущего перехода от классического рендеринга к гибридным ИИ-моделям.

Таким образом, DLSS 4 — это универсальное решение, которое помогает добиться баланса между графикой и производительностью.

 

Отличия от более ранних версий

Чтобы лучше понять революционность новой версии, важно сравнить её с предшествующими:

  • DLSS 1.0 — экспериментальная версия апскейлинга на базе ИИ, которая появилась еще в 2019 году. Она использовала фиксированные нейросети, обученные под каждую игру отдельно. Технология обеспечивала прирост FPS равный 20-30%, при этом качество изображения часто уступало нативному: картинка выглядела размытой, а детализация падала.
  • DLSS 2.0 — универсальная модель апскейлинга, не требующая индивидуального обучения. Прирост FPS увеличился до 40-70% (на лучшей в то время видеокарте RTX 2080), а качество изображения заметно улучшилось: апскейл стал практически неотличим от нативного. При этом технология стала показывать более стабильный результат в большинстве проектов.
  • DLSS 3.0 — к интеллектуальному масштабированию добавилась технология Frame Generation. Нейросеть генерировала дополнительные промежуточные кадры, то есть на каждый отрендеренный кадр приходился ещё один сгенерированный. Это позволило увеличить FPS примерно в 2-3 раза (на видеокарте RTX 4090), однако, в ряде случаев, вносило небольшую задержку.
  • DLSS 4.0 —ключевые изменения кроются в переходе от однокадровой генерации к мультикадровой (Multi Frame Generation) и внедрении новой трансформер-модели ИИ. Обновление архитектуры технологий Super Resolution, Ray Reconstruction позволило повысить производительность и качество картинки. Стоит отметить, что Multi Frame Generation доступна на RTX 50-й серии, а улучшения SR/RR — на всех RTX.

Ниже на рисунке показано, как развитие технологии DLSS (от второго поколения к четвертому) обеспечивает многократный прирост производительности и снижение задержки. Усовершенствованные алгоритмы искусственного интеллекта позволяют видеокарте GeForce RTX 5090 полностью раскрыть свой потенциал, достигая в игре Cyberpunk 2077 потрясающих 246 кадров в 4K, даже с включенной трассировкой лучей.

 

 

Преимущества для конечного пользователя

DLSS 4 открывает новые горизонты как для геймеров, так и для специалистов, работающих с графикой.

В играх:

  • Повышение FPS. В зависимости от проекта возможен девятикратный рост частоты кадров по сравнению с нативным рендерингом.
  • Четкость изображения. Картинка не размывается даже на высоких скоростях движения камеры.
  • Уменьшение затрат видеопамяти. Наглядный пример: в Warhammer 40,000: Darktide активация DLSS 4 позволяет высвободить до 400 МБ ресурса VRAM.
  • Мгновенный отклик. Совместимость с NVIDIA Reflex позволяет снизить системную задержку, давая решающее преимущество в соревновательных играх.

В рабочих задачах:

  • Ускорение 3D-рендеринга. ИИ-апскейлинг сокращает время предпросмотра и финального рендера.
  • Понижение требований к железу. Современные графические технологии становятся доступнее для широкого круга специалистов. Например, ноутбук оснащенный RTX 5060, при включении DLSS 4, обеспечивает результат, близкий к показателям настольной системы с RTX 4080 без DLSS.

 

Игры и софт с поддержкой DLSS 4

NVIDIA активно сотрудничает с разработчиками игр, широко внедряя DLSS 4 в новые и уже существующие проекты. На сегодняшний день технология получила поддержку более чем в 125 играх, включая экшены с открытым миром и соревновательные шутеры:

  • Cyberpunk 2077;
  • Alan Wake 2;
  • Icarus;
  • Forza Horizon 5;
  • Diablo IV;
  • Call of Duty: Modern Warfare III;
  • Marvel's Spider-Man Remastered и Miles Morales;
  • Microsoft Flight Simulator;
  • Hogwarts Legacy;
  • Starfield;
  • Black myth: Wukong; 
  • Borderlands 4;
  • Battlefield 6;
  • ARC Raiders;
  • Другие популярные игры.

 

 

DLSS4 позволяет ускорить рендеринг и общую производительность профессионального софта. Примером тому служат:

  • Autodesk VRED: ускорение процесса визуализации сложных 3D-сцен;
  • Blender: ускорение финального рендеринга изображений и анимаций;
  • Unity: ускорение создания и тестирования проектов;
  • Unreal Engine: повышение качества и производительности визуализации;
  • D5 Render: ускорение рендеринга архитектурных визуализаций;
  • Chaos V-Ray: повышение скорости работы с высококачественным рендерингом;
  • Blackmagic Design DaVinci Resolve Studio: ускорение обработки видео и работы с эффектами.

 

Возможность использования на видеокартах старых поколений

Хотя DLSS 4 разрабатывалась под графические процессоры нового поколения (видеокарты RTX 50xx серии), часть функций доступна и на более старых картах (RTX 20xx/30xx/40xx). Ключевая особенность DLSS 4 Multi-Frame Generation (мульти-генерация кадров) доступна исключительно на видеокартах серии RTX 50xx.

  • Frame Generation (генерация кадров) — эксклюзивная фишка для серии RTX 40xx.
  • DLSS Super Resolution (улучшенный апскейлинг), DLAA (сглаживание на native-разрешении) и Ray Reconstruction (подавление шумов при трассировке лучей) доступны для любых видеокарт RTX (серии 20xx, 30xx, 40xx, 50xx).

 

 

Заключение

DLSS 4 — это не просто обновление технологии апскейлинга, а шаг к будущему графики. Она объединяет возможности искусственного интеллекта, генерации кадров и оптимизации задержек, открывая новые горизонты для игр и профессиональных приложений.

Для геймеров это означает более высокие значения FPS, реалистичную картинку и плавный геймплей, а для специалистов — ускорение рабочих процессов и снижение системных требований.

 

Связанные категории
Популярные Новые

Подпишитесь на рассылку и узнавайте о новостях и распродажах первыми!